Гусеницы для экскаваторов: как выбрать и когда менять
Гусеницы — ключевой элемент ходовой части экскаватора. Они влияют на производительность и безопасность спецтехники, затраты на ее обслуживание. Поэтому такие детали важно правильно выбирать и своевременно менять.
В статье рассказываем о видах гусениц для экскаваторов, даем рекомендации по подбору и перечисляем признаки износа. Текст полезен для владельцев и арендаторов спецтехники, механиков и других людей, работающих с тяжелыми гусеничными машинами.
Виды гусениц для экскаваторов
В зависимости от типа спецтехники и стоящих перед ней задач на экскаваторы ставят стальные или резиновые гусеницы. Выбор материала влияет на сроки эксплуатации и эффективность машины.
Стальные (металлические)
Состоят из металлических траков, замкнутых в ленту — гусеничную цепь. Ее еще называют траковой.
У металлических гусениц для экскаваторов много преимуществ:
Прочность и долговечность. Выдерживают повышенные нагрузки, не теряют свои свойства на жаре или холоде, подходят для работы на абразивных поверхностях: камнях, щебне, скальном грунте.
Ремонтопригодность. В случае повреждения можно заменить отдельные звенья гусеничной цепи экскаватора, а не всю гусеницу.
Проходимость. Не буксуют в глубокой грязи, песках и рыхлых грунтах, не боятся битого стекла, острых камней и арматуры.
Но есть и недостатки:
Повреждают покрытия. Во время работ портят асфальт, тротуарную плитку и другие чувствительные поверхности.
Издают сильные вибрации. Оператор постоянно ощущает дискомфорт и повышенную нагрузку на суставы из-за вибраций, ходовая часть и электронные компоненты спецтехники быстрее изнашиваются.
Но несмотря на эти минусы стальные гусеницы незаменимы в горнодобывающей промышленности, при демонтаже зданий, работах в болотистой или скалистой местности.
Резиновые
Обычно в конструкции таких изделий нет металлической цепи. Резиновые гусеницы — это цельные закольцованные ленты из резины, армированные полимерным кордом или тросами. Плюсы таких моделей:
Бережное отношение к рабочей поверхности. Не повреждают асфальт, тротуарную плитку и другие покрытия.
Низкий уровень шума. За счет тихой работы лучше, чем металлические, подходят для работы в жилых районах или в ночное время.
Меньше вибраций. Резина почти не вибрирует, поэтому техника медленнее изнашивается, а работа оператора становится более комфортной.
Надежное сцепление со скользкими поверхностями. Не пробуксовывают и не скользят на мокром асфальте, льду, грунте с глиной.
Простая транспортировка. Для перемещения не нужны специальные трапы или техника с усиленным полом, во время перевозки резиновых гусениц кузов грузовика не повреждается.
Минусы:
Не подходят для эксплуатации в определенных условиях. В жару нетермостойкая резина перегревается и плавится, в мороз — трескается, а при работе на каменистых и абразивных грунтах — быстро изнашивается.
Выдерживают меньший вес, чем стальные. При работе с тяжелыми грузами резина может деформироваться, потерять сцепление с поверхностью, расслоиться.
Резиновые гусеницы идеально подходят для городского строительства, ландшафтных и других работ, при которых важно сохранить изначальный вид покрытия. Для более тяжелых условий — например, в карьерах или на скальных грунтах — лучше выбирать стальные варианты.
По каким критериям подбирают гусеницы
Масса и модель экскаватора
Чем тяжелее спецтехника, тем прочнее должны быть гусеницы. Поэтому для машин весом от 30 тонн подходят только стальные варианты, а на экскаваторы меньше и легче можно устанавливать резиновые.
Также нужно учитывать:
Модель техники. Гусеницы должны быть совместимы с ходовой частью.
Ширину. Узкие изделия подходят для твердых грунтов и каменных поверхностей, широкие — для мягкой почвы и чувствительных к повреждениям покрытий.
Шаг или звено полотна. Подбирают под размер приводной звезды.
Условия эксплуатации
Температуры воздуха, уровень влажности и тип грунта также влияют на выбор гусениц.
Для работы на морозе -30 °C и ниже подходят только стальные варианты. Резиновые в таких условиях дубеют и растрескиваются. Для эксплуатации в экстремальную жару (+40 °C и выше) можно использовать гусеницы и из металла, и из резины. Но резиновые полотна в таком случае должны быть термостойкими.
Если работы планируются в условиях повышенной влажности, подойдут гусеницы из резины или коррозионностойкого металла.
По типу грунта изделия подбирают так:
асфальт, городские покрытия — резиновые, чтобы не повредить поверхность;
глина, болотистая местность — широкие стальные, потому что они обеспечивают лучшее сцепление;
скалы, щебень — усиленные металлические, защищенные от быстрого износа;
песок — широкие стальные или резиновые, чтобы снизить удельное давление и не застрять в грунте.
Для постоянной и интенсивной работы лучше подбирать износостойкие стальные гусеницы с закаленными звеньями. Если нагрузка периодическая, можно применять резиновые модели. Они стоят дешевле, их проще перевозить и обслуживать.
Характеристики материалов, сертификация и гарантии
При подборе стальных гусениц обращайте внимание на твердость стали и тип закалки.
Твердость измеряется по шкале HRC. Для деталей экскаватора этот показатель должен быть высоким — 40–55, чтобы цепь обладала стойкостью к абразивам, деформации и поломкам.
От закалки зависит, в каких условиях и сферах можно использовать гусеничные цепи:
объемная закалка — для ровных грунтов без ударных нагрузок;
поверхностная — для демонтажных работ;
отпуск — для применения на морозе и при динамических нагрузках.
Подбирая варианты из резины, учитывайте наличие и тип армирования, устойчивость к порезам. От этого зависят сроки и области эксплуатации изделия.
Чтобы не сомневаться в качестве стальных или резиновых гусениц, выбирайте товары с сертификатами соответствия ГОСТ или ISO.
Признаки износа и последствия несвоевременной замены гусениц
Большинство признаков того, что гусеницу нужно менять, видно невооруженным глазом. Поэтому достаточно регулярно осматривать детали, чтобы избежать серьезных разрушений, дорогих ремонтов и простоя техники.
Рассказываем, на что обращать внимание.
Трещины, порезы, деформация
Резиновые полотна нужно менять, если заметите следующие повреждения:
Трещины и порезы глубиной более ⅓ толщины. Снижают прочность полотна на разрыв, из-за чего гусеница может разорваться при подъеме грузов.
Отслоение протектора. Резина начинает отходить от армирующего слоя, открывая его, поэтому ускоряется износ корда.
Разрывы армирующего слоя. Видны по торчащим нитям или проволоке, которые цепляются за катки и звездочки, приводят к заклиниваниям.
Для металлических гусениц характерны другие повреждения:
Трещины в звеньях. Особенно опасны в местах крепления пальцев.
Деформация траков. Звенья гнутся и нарушают плавность хода.
Отколы грунтозацепов (фрагментов протекторов). Из-за этого снижается сцепление с поверхностью.
Если вовремя не обнаружить или проигнорировать перечисленные проблемы, гусеница разорвется во время работы или повредятся катки и ролики. Это приведет как минимум к простою и финансовым издержкам, а как максимум — к дорогостоящему ремонту всей ходовой части.
Увеличенный люфт
Люфты бывают двух видов:
Рабочие — 1-4 мм. Появляются в первые месяцы эксплуатации, не прогрессируют и не требуют устранения.
Критические — 5 мм и больше. Возникают из-за долгой работы или больших нагрузок. Такие люфты — признак того, что гусеницу нужно ремонтировать.
Изношенные протекторы и грунтозацепы
Такие повреждения можно оценить визуально:
на резиновых гусеницах — высота грунтозацепов уменьшилась на 50% или больше, рисунок протектора стерся;
на металлических — грунтозацепы стерты до основания, звенья уменьшились в толщине на 30% или больше и не цепляются за зубья звездочки.
Из-за этих проблем экскаватор пробуксовывает и проскальзывает на грунте, что сильно замедляет работу.
Ослабление натяжения
Признаки слабого натяжения:
Неравномерный износ. Одна сторона или определенные участки гусеничного полотна стираются быстрее других.
Снижение проходимости. Экскаватор буксует там, где раньше ехал уверенно, проскальзывает при подъеме в гору или работе с тяжелыми грузами.
Из-за ослабления натяжения и провисания ускоряется износ деталей. Гусеницы начинают биться о катки и ролики, создавая ударные нагрузки вместо плавного переката. Зазоры между элементами увеличиваются, в них попадают камни, грязь и песок.
Утечки смазки (в металлических гусеницах)
Утечка смазки — серьезная проблема, которая может привести к износу всей ходовой системы. Металлические детали во время работы начинают перегреваться, деформироваться и теряют прочность. В незащищенные смазкой каналы попадают вода и грязь, что в итоге приводит к появлению ржавчины и поломкам.
Последствия утечки смазочных материалов:
заклинивание пальцев и разрыв гусеницы;
износ звездочки и замена или ремонт редуктора;
разрушение катков и полный демонтаж ходовой части.
Устранение таких проблем стоит дорого. Поэтому лучше регулярно проверять состояние стальных гусениц и при необходимости проводить локальные ремонты.
Как обслуживать гусеницы, чтобы увеличить срок их службы
Вне зависимости от того, из каких материалов изготовлены гусеницы экскаватора, они постепенно износятся. Но можно замедлить этот процесс, если следовать нескольким рекомендациям:
Проводите периодические осмотры. Если нагрузки на спецтехнику высокие, осматривать детали нужно хотя бы раз в неделю. Обращайте внимание на трещины и порезы на резиновых гусеницах, люфты и износ грунтозацепов — на металлических.
Следите за натяжением. Если гусеница провисает, износ ходовой части экскаватора ускоряется. Ежедневно проверяйте натяжение и регулируйте его. Не затягивайте гусеницы слишком сильно, чтобы не повредить полотно. Следуйте инструкциям производителя, указанным в руководстве по эксплуатации.
Очищайте гусеницы от грязи. Если этого не делать, ролики, болты, направляющая и другие детали изнашиваются быстрее. Также из-за налипания грязи увеличивается общий вес экскаватора, что приводит к ускоренному расходу топлива.
Управляйте спецтехникой правильно. Избегайте слишком высоких скоростей, резких поворотов, чтобы снизить ударную нагрузку и избежать перегрева роликов. Меняйте направление движения в течение дня — это снизит риск неравномерного износа гусениц. Старайтесь не двигаться задним ходом. Если значительную часть смены экскаватору приходится двигаться назад, лучше изменить направление гусениц. Так вы замедлите износ втулки и звездочки.
Старайтесь не допустить утечек. Для профилактики меняйте смазку каждые 500 моточасов, используйте качественные расходники и датчики давления. При обнаружении утечки замените пальцы и уплотнители.
Меняйте стальные и резиновые гусеницы вовремя. Как только заметите признаки износа, сразу замените полотно или его часть. Иначе рискуете столкнуться с серьезными поломками и дорогостоящим ремонтом.
Делаем выводы
Гусеницы прослужат долго, если их грамотно обслуживать, подбирать с учетом модели экскаватора и условий эксплуатации. В каталоге Интертрактора представлен большой выбор гусеничных цепей, подходящих для разных задач и спецтехники. Чтобы оформить заказ, добавьте товар в корзину и заполните заявку.
Если вам нужна помощь с подбором подходящих изделий, оставьте заявку на консультацию или напишите сообщение на сайте.